Доклад инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области об осуществлении регионального государственного строительного надзора и эффективности такого надзора в 2014 году.

Доклад

инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области об осуществлении регионального государственного строительного надзора и эффективности такого надзора в 2014 году

 

1. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере строительства объектов капитального строительства, подлежащих региональному государственному строительному надзору.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим указанную сферу деятельности, является Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГсК РФ). Глава 6 ГсК РФ содержит последовательное описание порядка осуществления строительства: от проведения инженерных изысканий, разработки проектной документации, проведения ее экспертизы, получения разрешения на строительства и до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, устанавливая при этом ряд обязательных требований для лиц, осуществляющих строительство, включая застройщика, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора.

Данные нормы, на взгляд Инспекции, являются достаточными для регулирования отношений в области строительства и доступными для понимания субъектами строительной деятельности в целях их применения и соблюдения. К тому же, для обеспечения полной реализации данных норм ГсК РФ в настоящее время приняты все необходимые подзаконные акты такие, как:

- приказ Минрегинразвития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;

- Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (РД-11-05-2007)»;

- Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и Порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно- технического обеспечения (РД-11-02-2006)»;

- Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;

- Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

- Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;

-  Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 № 468 « О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» и другие.

Кроме этого, с 01.07.2010 вступил в силу Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (от 30.12.2009 № 384-ФЗ), устанавливающий минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: механической безопасности; пожарной безопасности; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях и т.д.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного технического регламента. В настоящее время данный перечень актуализирован и с 1 июля 2015 года вступает в силу в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521.

До настоящего времени не приняты требования энергетической эффективности к зданиям, строениям, сооружениям, что предусмотрено ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», проверка соответствия которым входит в предмет государственного строительного надзора.

С 01.01.2014 вступили в силу нормы пп. «в» п. 2 ч. 5 ст. 54 ГсК РФ, дающие органам государственного строительного надзора проводить проверки при получении обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. При этом механизм реализации вновь введенной нормы отсутствует, что вызывает трудности в ее применении на практике, так как не во всех субъектах Российской Федерации (в том числе Нижегородской области) органы государственного строительного надзора являются уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением субъектами строительной деятельности законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и  (или) иных объектов недвижимости.

 

Все указанные выше нормативные правовые акты не содержат признаков коррупциогенности и размещены для сведения на официальном сайте Инспекции в сети Интернет по адресу: http://gsn.government-nnov.ru/.

 

2. Организация государственного строительного надзора в Нижегородской области.

а). В соответствии  с постановлением Правительства Нижегородской области от 17.03.2006 № 82 органом исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, является инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области (далее - Инспекция).

Распоряжением Правительства Нижегородской области от 17.03.2014 № 364-р утверждена следующая структура Инспекции:

1. Руководство инспекции:

- начальник инспекции

2. Отдел бюджетной политики и финансового учета

3. Управление организационно-правовой и кадровой работы:

3.1. Отдел правовой работы:

3.1.1. Сектор административной практики

3.2. Отдел организационной и аналитической работы:

3.2.1. Сектор документационного обеспечения и контроля

4. Управление надзорной деятельности:

4.1. Отдел строительного надзора по городу Нижнему Новгороду

4.2. Отдел строительного надзора по районам области

4.3. Сектор смежных видов надзора

Проведение надзорных мероприятий в рамках осуществления государственного строительного надзора возложено на сотрудников  управления надзорной деятельности Инспекции, выполняющих надзорные функции на территории г. Нижнего Новгорода и на территориях остальных муниципальных образований Нижегородской области (далее - инспекторы), согласно территориальному закреплению компетенции каждого инспектора.

б). В соответствии с Положением об инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 25.11.2011 № 954, основной функцией Инспекции является осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Нижегородской области при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГсК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГсК РФ, за исключением объектов подпадающих под федеральный государственный строительный надзор.

К вспомогательным функциям относятся:

- проведение в установленном порядке надзорных мероприятий (проверок) в соответствии с программами проверок, по итогам завершения работ на объекте, а также в случае получения извещений о начале и этапах производства работ по строительству объектов, извещений о возникновении аварийной ситуации на объекте, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- обеспечение соблюдения субъектами строительной деятельности порядка извещения о начале и этапах производства работ по строительству объектов;

- подготовка и выдача в установленном порядке заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта требованиям технических регламентам (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации или решения об отказе в выдаче такого заключения;

- формирование и ведение в установленном порядке дел на поднадзорные объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта;

- осуществление в установленном законом порядке производства по делам об административных правонарушениях в области строительства, в пределах предоставленной компетенции;

- организация и осуществление учета объектов, начатых строительством по полученным извещениям о начале строительства, учет введенных в эксплуатацию законченных строительством объектов, а также учет ликвидированных и законсервированных объектов, начатых строительством по полученным извещениям о начале строительства;

- анализ и подготовка отчетных и статистических данных, результатов проверок, других информационных материалов;

- разработка в установленном порядке нормативных правовых актов Нижегородской области, регулирующих вопросы осуществления государственного строительного надзора на территории Нижегородской области;

- рассмотрение в установленном порядке заявлений и обращений физических и юридических лиц, иных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Инспекции.

в). Порядок исполнения указанных функций регламентируют:

- статьи 52, 53, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации,

- Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54;

- Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129 (далее также – РД-11-04-2006)[1];

- Положение о порядке извещения о начале и этапах производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 22.03.2006 № 86.

Все указанные в данном пункте доклада нормативные правовые акты не содержат признаков коррупциогенности и размещены для сведения на официальном сайте Инспекции в сети Интернет по адресу: http://gsn.government-nnov.ru.

г). При осуществлении своей деятельности Инспекция взаимодействует с другими органами государственного и муниципального контроля (надзора) в целях получения информации, необходимой для осуществления надзорной деятельности (путем направления в установленном порядке запросов), а также в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве. В частности, Инспекцией заключены соглашения с Управлением Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Нижегородской области, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области, Межрегиональным территориальное управлением технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по ПФО, Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов города Нижнего Новгорода, Комитетом государственного строительного надзора города Москвы.

д). Подведомственные инспекции организации отсутствуют.

е). Работа по аккредитации экспертов и экспертных организаций не проводится, в связи с отсутствием финансирования для оплаты их работы в качестве таковых при участии в проведении надзорных мероприятий.

 

3. Финансовое и кадровое обеспечение государственного строительного надзора в Нижегородской области.

 

а). Финансовое обеспечение:

 

Наименование показателя

1 полугодие

2013 года

 

2013 год

 

1 полугодие

2014 года

 

2014 год

 

- планируемое выделение бюджетных средств, тыс. руб.

17497,5

34994,9

19148,9

38297,9

- фактическое выделение бюджетных средств, тыс. руб.

17622,25

35244,5

19148,9

38297,9

- расходование бюджетных средств на реализацию надзорных функций, тыс. руб.

17622,25

35244,5

19148,9

38297,9

б). Кадровое обеспечение:

 

Наименование показателя

1 полугодие

2013 года

 

2013 год

 

1 полугодие

2014 года

 

2014  год

 

- штатная численность лиц, уполномоченных на осуществление надзорных мероприятий, из которых

 

26

 

26

 

28

 

27

- вакантные должности на конец отчетного периода, ед.

2

1

2

1

в). Все сотрудники Инспекции, выполняющие надзорные функции, соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям государственной гражданской службы.

Мероприятия по повышению квалификации государственных гражданских служащих, уполномоченных на осуществление надзорных мероприятий, проводятся с установленной законодательством о государственной гражданской службе периодичностью (каждые 3 года) согласно утверждаемым начальником инспекции индивидуальным планам.

г). Средняя нагрузка на 1 инспектора:

 

Наименование показателя

1 полугодие

2013 года

 

2013 год

 

1 полугодие

2014 года

 

2014 год

 

- по количеству поднадзорных объектов[2],

35

46

36

48

- по количеству проведенных проверок[3]

18

62

25

65

Несмотря на сверхнормативную загруженность каждого инспектора, отсутствие необходимой их численности не позволяет достичь требуемого согласно РД-11-04-2006 количества проверок в отношении каждого из поднадзорных объектов.

д). Эксперты и экспертные организации к проведению надзорных мероприятий не привлекаются в связи с отсутствием финансирования.

 

4. Проведение государственного строительного надзора в Нижегородской области.

 

 

Наименование показателя[4]

1 полугодие

2013 года

 

2013 год

 

1 полугодие

2014 года

 

2014 год

 

Общее количество объектов, находящихся под надзором

909

1215

942

1196

Общее количество проведенных проверок

542

1138

423

1046

Обще количество выданных предписаний

337

1040

491

985

Общее количество выявленных административных правонарушений

204

463

312

693

Общее количество выданных заключений о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации

 

85

 

284

 

89

 

299

 

Эксперты и экспертные организации к проведению надзорных мероприятий не привлекались.

При проведении надзорных мероприятий в отчетном периоде случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц и пр. выявлено не было.

 

5. Действия Инспекции по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений.

 

 

Наименование показателя[5]

1 полугодие

2013 года

 

2013 год

 

1 полугодие

2014 года

 

2014 год

 

Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях

136

298

196  

371

Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания

126

242

148

332

Обще количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, в том числе:

98

310

148

332

- в виде предупреждения

10

87

19

34

- в виде административного штрафа,

79

188

123

279

- в виде административного приостановления деятельности

9

35

6

19

Подано юридическими лицами и  ИП в суд исков об оспаривании результатов проверок,

 

0

 

 

0

 

0

 

0

- из которых удовлетворено

0

0

0

0

 

Методическая работа с юридическими лицами и ИП, участвующими в строительстве объектов капитального строительства, подпадающих под региональный государственный строительный надзор, проводится инспекцией путем консультирования в процессе проведения проверок, а также в рабочем порядке путем предоставления разъяснений на поставленные вопросы в письменных обращениях, а также путем размещения соответствующей информации на сайте инспекции.

 

6. Анализ и оценка эффективности государственного строительного надзора в Нижегородской области.  

 

 

Наименование показателя

1 полугодие 2013 года

 

2013 год

1 полугодие

2014 года

 

2014 год

 

Выполнение плана проведения проверок, %

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 54 ГсК РФ проверки органами госстройнадзора проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок.

Доля заявлений, направленных инспекцией в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано, %

В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 54 ГсК РФ предусмотрено только извещение органов прокуратуры о проведении незамедлительной (без уведомления проверяемых лиц) выездной проверки.

Доля проверок, результаты которых признаны недействительными, %

 

0

 

0

 

0

 

0

Доля проверок, проведенных инспекцией с нарушениями требований законодательства РФ о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам инспекции, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного воздействия, %

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

Доля юридических лиц и ИП, в отношении которых инспекцией были проведены проверки, %

Не представляется возможным рассчитать данные показатели, так как в соответствии с действующим законодательством государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов капитального строительства. При этом, в строительстве принимают участие несколько юр.лиц (или ИП): застройщик, технический заказчик и подрядчик, присутствие которых должно быть обеспечено в процессе проводимых инспекцией проверок.

Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица и ИП

Доля проведенных внеплановых проверок, %[6]

17,3

20

20

14

Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок, %6

 

36

 

28

 

16

 

17

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда, %

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда, %

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, %

25

26

46

35

Доля проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, %

 

 

100

 

 

100

 

 

100

 

 

100

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных правонарушений наложены административные наказания, %

 

 

93

 

 

81

 

 

76

 

 

89

Доля юридических лиц и ИП, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не представляется возможным рассчитать данные показатели, так как в соответствии с действующим законодательством государственный строительный надзор проводится в отношении объектов капитального строительства, учет которых осуществляется в процессе надзорной деятельности инспекции, учет же юридических лиц и ИП специально не ведется.

Доля юридических лиц и ИП, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда, %

Количество случаев причинения юридическими лицами, ИП вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного характера

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний, %

 

40

 

45

 

44

 

51

Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов, %

 

20

 

38

 

5

 

55

Средний размер наложенного административного штрафа в том числе:

- на должностных лиц

- на юридических лиц, тыс. руб.

85,5

 

 

20

89

57,5

 

 

6,7

73

54

 

 

15

62

74

 

 

62

81

Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел, %

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

 

0

 

Деятельность инспекции по осуществлению регионального государственного строительного надзора не подлежала анализу в рамках социологического исследования, организованного министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области в 2014 году, в связи с чем, соответствующие социологические данные опросов юридических лиц и ИП не могут быть приведены.

Оценить предотвращенный в результате надзорной деятельности инспекции ущерб не представляется возможным в связи с отсутствием методики расчета размеров такого ущерба.

Тем не менее, осуществление такого вида надзора, как государственный строительный надзор необходимо и целесообразность его обосновывается следующим. 

Строительство относится к деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих (ст. 1079 ГК РФ), и соответственно требует контроля (надзора) со стороны государства при ее реализации.

Суть государственного строительного надзора заключается в организации и проведении непрерывного систематического наблюдения за исполнением субъектами строительной деятельности обязательных требований, в анализе и прогнозировании состояния исполнения этих требований, что в результате позволяет обеспечить безопасность объектов капитального строительства для жизни и здоровья физических лиц, их имущества, имущества юридических лиц, окружающей природной среды, животного мира и т.д., как в процессе строительства, так и при дальнейшей эксплуатации таких объектов.

Данная цель также достигается путем предупреждения, выявления и пресечения нарушений субъектами строительной деятельности установленных государством обязательных требований, предъявляемых к безопасности объектов капитального строительства, с принятием по ним соответствующих мер административного воздействия, которые побуждают субъектов строительной деятельности к правомерному поведению.

Это также позволяет предотвратить наступление вредных последствий для третьих лиц в результате осуществления такой строительной деятельности. При этом эффективность такого вида надзора характеризует отсутствие высоких количественных значений случаев возникновения угрозы или причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного характера при осуществлении поднадзорной инспекции строительной деятельности.

Кроме того, благодаря проводимой надзорной работе инспекции удается выявить факты незаконного строительства, ведущегося на территории г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, в результате которого не только затрагиваются интересы региона (в связи с самовольным захватом или нецелевым использованием земельных участков; уходом от налогообложения вновь созданных и незаконно эксплуатируемых объектов недвижимости; незаконным использованием сетей инженерно-технического обеспечения, не обладающих требуемой мощностью с учетом нового строительства и т.д.), но и права и интересы граждан (вовлекаемых в процесс незаконного строительства в качестве дольщиков; являющихся законными владельцами соседних земельных участков, границы которых зачастую нарушаются несоблюдением градостроительных нормативов  и т.д.).

 

7. Выводы и предложения по результатам государственного строительного надзора в Нижегородской области.

а). В настоящее время Инспекция осуществляет возложенные на нее функции с максимальной нагрузкой на каждого инспектора. При этом достижение запланированных количественных показателей деятельности инспекции не всегда сопровождается качеством проведения надзорных мероприятий, что сказывается на эффективности осуществления государственного строительного надзора в целом.

Для повышения эффективности осуществления государственного строительного надзора на территории Нижегородской области необходимо:

- Увеличение численности Инспекции (согласно РД-11-04-2006 на 30 единиц) для обеспечения нормативно установленного количества выходов каждого инспектора на объекты капитального строительства и соответственно достижения нормативно обусловленного распределения количества объектов, приходящихся на каждого инспектора.

- Проведение мероприятий по повышению профессиональной квалификации инспекторов, направленной на совершенствование знаний в области строительства, а не только знаний по вопросам государственной гражданской службы . Строительная сфера является динамично развивающейся отраслью, характеризующейся периодическим внедрением новых технологий и методов в осуществлении строительных процессов, появлением новых строительных материалов.  

- Обеспечение Инспекции необходимой инструментальной базой, позволяющей оперативно выявлять нарушения качества применяемых строительных материалов, выполняемых строительно-монтажных работ и их результатов, формировать соответствующую доказательственную базу, необходимую для осуществления Инспекцией административного производства.

- Обеспечение финансирования участия экспертов и экспертных организаций в проверках, проводимых Инспекцией, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

б). Одной из основных задач Инспекции, как органа государственного строительного надзора, является предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений в области строительства. В этих целях Инспекция наделена полномочиями по привлечению правонарушителей к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), содержащим составы обозначенных административных правонарушений. Однако в результате практического применения КоАП РФ возникла потребность в доработке (внесении изменений) некоторых его статей. В частности предлагаем в статье 9.5 КоАП РФ:

- диспозицию части 2 изложить в следующей редакции:

«2. Неуведомление в установленном законодательством порядке уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства или о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, -» с сохранением предусмотренной административной санкции.

- диспозицию части 5 изложить в следующей редакции:

«5. Эксплуатация,  а равно допуск к эксплуатации объекта капитального строительства без оформления разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, -», предусмотрев ужесточение административного наказания путем увеличения суммы административного штрафа и установления административного приостановления деятельности по эксплуатации объекта как в отношении юридических лиц, так и в отношении физических лиц;

- дополнить частью, предусматривающей  ответственность органов местного самоуправления за нарушение установленного порядка выдачи разрешений на строительство.  

Также для устранения фактов осуществления самовольного строительства объектов капитального строительства на земельных участках, отведенных под индивидуальное жилищное строительство (далее - ИЖС), считаем необходимым распространить действие норм ГсК РФ, предусматривающих обязательность разработки проектной документации и прохождение ее экспертизы (в упрощенном порядке), на строительство (реконструкцию) объектов ИЖС с последующим ее предоставлением в уполномоченный орган для оформления разрешения на строительство, а также ужесточить меры административной ответственности, предусмотренные ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ в отношении граждан, увеличив размер административного штрафа и установив дополнительный вид наказания – административное приостановление деятельности по осуществлению строительства (реконструкции) объекта (с внесением соответствующих дополнений в ст. 3.12 КоАП РФ).

в) Государственный строительный надзор, характеризуется спецификой предмета, задач и целей его осуществления, в соответствии с которыми надзору подлежит не юридическое лицо и ИП, а работы по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и результат таких работ - объект капитального строительства. При этом в процессе строительства участвуют, как правило, три субъекта: застройщик, технический заказчик, подрядчик. При проведении проверки в рамках государственного строительного надзора обеспечивается присутствие представителей всех указанных участников, в отношении которых, в свою очередь, могут быть применены меры воздействия при выявлении нарушений, в зависимости от того, на ком лежит предусмотренная законом обязанность по соблюдению нарушенных норм.

Данное обстоятельство вызывает трудности в толковании и применении норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении государственного строительного надзора. В связи с чем, предлагаем внести в указанный Закон изменения, изложив первый абзац части 4 статьи 1 в следующей редакции:

«4. Особенности организации и проведения проверок могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):».

А также внести следующие изменения в часть 5 статьи 54 ГсК РФ:

1) первый абзац изложить в следующей редакции:

«5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:»;

2) в пункте 1 слово «плановых» исключить;

3) в пункте 3:

- в первом абзаце слова «в пункте 1» заменить словами «в пункте 2»,

- в подпункте «в» слово «внеплановой» исключить;

  4) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6) в приказе (распоряжении) органа государственного строительного надзора о назначении проверки, акте проверки указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно будут проведены мероприятия по надзору и фактически были проведены указанные мероприятия.».

Также в пункте 1 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, слова «, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей» исключить.

 

 

 

Начальник инспекции

государственного строительного

надзора Нижегородской области                                                              А.В. Сыров



[1] Положения указанного РД-11-04-2006 необходимо привести в соответствие с нормами ст. 54 ГсК РФ и Положения № 54 в действующей на сегодня редакции.

 

[2] Сведения указаны с учетом объектов, строящихся гражданами.

Согласно нормативов, содержащихся в приложении № 3 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129, на одного инспектора должно приходиться не более 10-15 объектов.

[3] Сведения указаны с учетом проверок, проведенных в отношении объектов, строящихся гражданами.

При продолжительности проверки от 2 до 5 дней и количестве рабочих дней в году - 248 обеспечена ежедневная занятость инспектора, за исключением выходных и праздничных дней.

[4] При строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, застройщиками которых являются только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

[5] При строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, застройщиками которых являются только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

[6] Расчет данных показателей осуществляется путем произвольного отнесения к категории внеплановых проверок, проведенных по поступившим в инспекцию обращениям, содержащим сведения о выполнении работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, подпадающих под региональный государственный строительный надзор.

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения