Доклад инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области об осуществлении регионального государственного строительного надзора и эффективности такого надзора в 2017 году.

Доклад

инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области об осуществлении регионального государственного строительного надзора и эффективности такого надзора в 2017 году

 

1. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере строительства объектов капитального строительства, подлежащих региональному государственному строительному надзору.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим указанную сферу деятельности, является Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее — ГсК РФ). Глава 6 ГсК РФ содержит последовательное описание порядка осуществления строительства: от проведения инженерных изысканий, разработки проектной документации, проведения ее экспертизы, получения разрешения на строительства и до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, устанавливая при этом ряд обязательных требований для лиц, осуществляющих строительство, включая застройщика, соблюдение которых проверяется при осуществлении регионального государственного строительного надзора.

Данные нормы, на взгляд Инспекции, являются достаточными для регулирования отношений в области строительства и доступными для понимания субъектами строительной деятельности в целях их применения и соблюдения. К тому же, для обеспечения полной реализации данных норм ГсК РФ в настоящее время приняты все необходимые подзаконные акты такие, как:

— приказ Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;

— Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (РД-11−05−2007)»;

— Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и Порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно- технического обеспечения (РД-11−02−2006)»;

— Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;

— Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

— Приказ Минстроя РФ от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;

—  Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» и другие.

Кроме этого, с 01.07.2010 действует Технический регламент о безопасности зданий и сооружений от 30.12.2009 № 384-ФЗ, устанавливающий минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: механической безопасности; пожарной безопасности; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях и т. д.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р был утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного технического регламента. Актуализированный перечень действует с 1 июля 2015 года в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521.

Относительно установления требований энергетической эффективности к зданиям, строениям, сооружениям, проверка соответствия которых входит в предмет регионального государственного строительного надзора, Инспекция в настоящее время руководствуется Приказом Минстроя Российской Федерации от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», принятым на основании части 1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18 (в ред. от 20.05.2017) «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Также, Минстроем Российской Федерации разработан проект Приказа от 17.11.2017 № 1550/пр «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», который в настоящее время проходит процедуру регистрации в Минюсте РФ.

С 01.01.2014 вступили в силу положения подпункта «в» пункта 2 части 5 статьи 54 ГсК РФ, дающие органам государственного строительного надзора проводить проверки при получении обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Однако механизм реализации данного положения нормативно не был определен, что вызывало трудности в ее применении на практике, так как не во всех субъектах Российской Федерации (в том числе Нижегородской области) органы государственного строительного надзора являлись уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением субъектами строительной деятельности законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. В настоящее время, в первом чтении принят законопроект о совершенствовании государственного контроля в сфере долевого строительства многоквартирных домов. Проект федерального закона № 322981−7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовлен Минстроем Российской Федерации и уточняет, что государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов будет осуществляться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора. В связи с чем, в ближайшем будущем Инспекции будут переданы указанные полномочия и появится возможность реализации положения подпункта «в» пункта 2 части 5 статьи 54 ГсК РФ.

Все указанные выше нормативные правовые акты не содержат признаков коррупциогенности и размещены для сведения на официальном сайте Инспекции в сети Интернет по адресу: http://gsn.government-nnov.ru/.

 

2. Организация регионального государственного строительного надзора в Нижегородской области.

а) В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 17.03.2006 № 82 органом исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, является инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области (далее — Инспекция).

С 01.01.2017 в соответствии с Законом Нижегородской области от 28.12.2016 № 180-З «О внесении изменений в статью 2 Закона Нижегородской области „О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области“ и об отмене …», а с 01.07.2017 согласно постановления Правительства Нижегородской области от 23.05.2017 № 332 «Об уполномоченном органе исполнительной власти» полномочия по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию были переданы от Инспекции в первом случае органам местного самоуправления городских округов Нижегородской области, во втором — министерству строительства Нижегородской области.

В связи с этим распоряжением Правительства Нижегородской области от 30.06.2017 № 1015-р с 01.07.2017 утверждена следующая структура Инспекции:

1. Руководство инспекции:

— начальник инспекции

2. Отдел бюджетной политики и финансового учета.

3. Управление организационно-правовой и кадровой работы:

3.1. Отдел правовой работы:

3.1.1. Сектор административной практики.

3.2. Отдел организационной и аналитической работы:

3.2.1. Сектор документационного обеспечения и контроля.

4. Управление надзорной деятельности:

4.1. Отдел строительного надзора по городу Нижнему Новгороду.

4.2. Отдел строительного надзора по районам области.

4.3. Сектор смежных видов надзора.

Проведение надзорных мероприятий в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора возложено на сотрудников управления надзорной деятельности Инспекции, выполняющих надзорные функции на территории г. Нижнего Новгорода и на территориях остальных муниципальных образований Нижегородской области (далее — инспекторы), согласно территориальному закреплению компетенции каждого инспектора.

б) В соответствии с Положением об инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 25.11.2011 № 954, основной функцией Инспекции является осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Нижегородской области в пределах предоставленной ч. 4 ст. 54 ГсК РФ при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГсК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГсК РФ, за исключением объектов, подпадающих под федеральный государственный строительный надзор.

К вспомогательным функциям относятся:

— Проведение проверок:

а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

б) наличия разрешения на строительство;

в) выполнения требований частей 23 и 3.1 статьи 52 ГсК РФ.

— Организация и проведение итоговых проверок оконченных строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, по результатам которых выдается заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов или решение об отказе в выдаче такого заключения.

— Регистрация извещений о начале и об окончании строительства, реконструкции объекта капитального строительства с проверкой полноты и комплектности прилагаемых к ним документов; извещений о сроках завершения работ, которые подлежат проверке; извещений об устранении нарушений.

— Учет извещений, поступивших в Инспекцию от лиц, осуществляющих строительство, о случаях возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

— Контроль за соблюдением застройщиком, техническим заказчиком, подрядчиком установленного порядка и сроков направления в Инспекцию извещений.

— Надзор за надлежащим осуществлением строительного контроля лицами, осуществляющими строительство.

— Контроль за устранением лицами, осуществляющими строительство, выявленных в процессе регионального государственного строительного надзора нарушений.

— Формирование и ведение в установленном порядке дел по объектам капитального строительства, принятым Инспекцией под региональный государственный строительный надзор.

— Ведение реестра объектов капитального строительства, принятых Инспекцией под региональный государственный строительный надзор.

— Анализ и подготовка отчетных и статистических данных, результатов проверок, других информационных материалов.

- Разработка в установленном порядке нормативных правовых актов Нижегородской области, регулирующих вопросы осуществления государственного строительного надзора на территории Нижегородской области.

— Рассмотрение в установленном порядке заявлений и обращений физических и юридических лиц, иных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Инспекции.

в) Порядок исполнения надзорных функций регламентируют:

— статьи 52, 53, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации,

— Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54;

— Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11−04−2006), утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129 (далее также — РД-11−04−2006)[1];

— Положение о порядке извещения о начале и этапах производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 22.03.2006 № 86.

Все указанные в данном пункте доклада нормативные правовые акты не содержат признаков коррупциогенности и размещены для сведения на официальном сайте Инспекции в сети Интернет по адресу: http://gsn.government-nnov.ru.

г) При осуществлении своей деятельности Инспекция взаимодействует с другими органами государственного и муниципального контроля (надзора) в целях получения информации, необходимой для осуществления надзорной деятельности (путем направления в установленном порядке запросов), а также в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве. В частности, Инспекцией заключены соглашения с Управлением Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Нижегородской области, Межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по ПФО, Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Инспекцией заключен ряд соглашений с саморегулируемыми организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих строительство.

д) Подведомственные инспекции организации в отчетном периоде отсутствуют.

е) Работа по аккредитации экспертов и экспертных организаций не проводится, в связи с отсутствием финансирования для оплаты их работы в качестве таковых при участии в проведении надзорных мероприятий.

 

3. Финансовое и кадровое обеспечение государственного строительного надзора в Нижегородской области.

а) Финансовое обеспечение:

 

Наименование показателя

1 полугодие

2016 года

 

2016 год

 

1 полугодие

2017 года

 

2017 год

 

- планируемое выделение бюджетных средств, тыс. руб.

19605

46286

24205,5

47447,6

- фактическое выделение бюджетных средств, тыс. руб.

19605

46286

24205,5

47447,6

- расходование бюджетных средств на реализацию надзорных функций, тыс. руб.

19167

45981

23569,7

47326,6

б) Кадровое обеспечение:

 

Наименование показателя

1 полугодие

2016 года

 

2016 год

 

1 полугодие

2017 года

 

2017 год

 

— штатная численность лиц, уполномоченных на осуществление надзорных мероприятий, из которых

 

27

 

27

 

27

 

27

— вакантные должности на конец отчетного периода, ед.

1

1

1

0

в) Все сотрудники Инспекции, выполняющие надзорные функции, соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям государственной гражданской службы.

Мероприятия по повышению квалификации государственных гражданских служащих, уполномоченных на осуществление надзорных мероприятий, проводятся с установленной законодательством о государственной гражданской службе периодичностью (каждые 3 года) согласно утверждаемым начальником Инспекции индивидуальным планам.

г) Средняя нагрузка на 1 инспектора:

 

Наименование показателя

1 полугодие

2016 года

 

2016 год

 

1 полугодие

2017 года

 

2017 год

 

— по количеству поднадзорных объектов,

53

67

55

61

— по количеству проведенных проверок[2]

36 (в том числе 31 при строительстве объектов юр. лицами и индивидуальными предпринимателями)

85 (в том числе 74 при строительстве объектов юр. лицами и индивидуальными предпринимателями)

32 (в том числе 29 при строительстве объектов юр. лицами и индивидуальными предпринимателями)

71 (в том числе 63 при строительстве объектов юр. лицами и индивидуальными предпринимателями)

Несмотря на сверхнормативную загруженность каждого инспектора, отсутствие необходимой их численности не позволяет достичь требуемого согласно РД-11−04−2006 количества проверок в отношении каждого из поднадзорных объектов.

д) Эксперты и экспертные организации к проведению надзорных мероприятий не привлекаются в связи с отсутствием финансирования.

4. Проведение государственного строительного надзора в Нижегородской области.

 

Наименование показателя[3]

1 полугодие

2016 года

 

2016 год

 

1 полугодие

2017 года

 

2017 год

 

Общее количество объектов, находящихся под надзором

1004

1136

981

1099

Общее количество проведенных проверок

693

1421

552

1381

Общее количество выданных предписаний

411

880

475

822

Общее количество выявленных административных правонарушений

246

675

130

458

Общее количество выданных заключений о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации

86

246

72

211

В рамках мероприятий профилактического характера инспекцией в 2017 году был разработан и утвержден перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметов регионального государственного строительного надзора (приказ Инспекции от 04.09.2017 № 519−01/02−05/27). Данный перечень размещен на официальном сайте Инспекции в сети Интернет по адресу: http://gsn.government-nnov.ru/.

Также, в 2017 году Инспекцией застройщикам было выдано 2 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.

В 2016 — 2017 годах мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, административные расследования в отношении субъектов предпринимательской деятельности Инспекцией не проводились.

Эксперты и экспертные организации к проведению надзорных мероприятий не привлекались.

При проведении надзорных мероприятий в отчетном периоде случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц и пр. выявлено не было.

Риск-ориентированный подход Инспекцией в 2017 году при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Нижегородской области не применялся, в связи с отсутствием на данный период времени на федеральном уровне нормативного правового акта, устанавливающего критерии отнесения объекта капитального строительства к определенной категории риска. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 (в ред. от 25.10.2017) «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» данные критерии были разработаны и определены к применению с 01.01.2018 года.

 

5. Действия Инспекции по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений.

 

 

Наименование показателя[4]

1 полугодие

2016 года

 

2016 год

 

1 полугодие

2017 года

 

2017 год

 

Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях

231

571

125

398

Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания

141

398

105

308

Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, в том числе:

141

398

105

308

— в виде предупреждения

19

35

8

18

— в виде административного штрафа,

115

344

87

276

— в виде административного приостановления деятельности

7

19

10

14

Подано юридическими лицами и ИП в суд исков об оспаривании результатов проверок

 

0

 

0

 

0

 

0

— из которых удовлетворено

0

0

0

0

 

Несмотря на уменьшение общего количества проведенных в 2017 году проверок (см. таблицу раздела 4), общее количество административных наказаний, наложенных по результатам проверок, уменьшилось незначительно по сравнению с предыдущим годом.

Методическая работа с юридическими лицами и ИП, участвующими в строительстве объектов капитального строительства, подпадающих под региональный государственный строительный надзор, проводится Инспекцией путем консультирования в процессе проведения проверок, а также в рабочем порядке путем предоставления разъяснений на поставленные вопросы в письменных обращениях, а также путем размещения соответствующей информации на сайте инспекции. Одновременно, в рамках профилактики нарушений обязательных требований в 2017 году Инспекцией начата работа по выдаче юридическим лицам и ИП предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.

 

6. Анализ и оценка эффективности государственного строительного надзора в Нижегородской области.

 

 

Наименование показателя

1 полугодие 2016 года

 

2016 год

1 полугодие

2017 года

 

2017 год

 

Выполнение плана проведения проверок, %

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 54 ГсК РФ проверки органами госстройнадзора проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок.

Доля заявлений, направленных инспекцией в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано, %

 

0

 

0

 

0

 

0

 

Доля проверок, результаты которых признаны недействительными, %

 

0

 

0

 

0

 

0

Доля проверок, проведенных инспекцией с нарушениями требований законодательства РФ о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам инспекции, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного воздействия, %

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

Доля юридических лиц и ИП, в отношении которых инспекцией были проведены проверки, %

Не представляется возможным рассчитать данные показатели, так как в соответствии с действующим законодательством государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов капитального строительства. При этом, в строительстве принимают участие несколько юр. лиц (или ИП): застройщик, технический заказчик и подрядчик, присутствие которых должно быть обеспечено в процессе проводимых инспекцией проверок. В связи с изменением правил логического контроля в системе ГАС «Управление» при введении данных в форму 1-контроль (начиная со 2-го полугодия 2016 года) в строках 50 и 51 автоматически указано количество юр. лиц и индивидуальных предпринимателей по строке 16.

Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица и ИП

Доля проведенных внеплановых проверок, %[5]

52,7

100

(в связи с изменением правил логического контроля со 2-го полугодия 2016 года все проверки автоматически указаны как внеплановые)

100

100

 

Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок, %

91,9

 

82,1

 

100

 

100

 

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда, %

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

0

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда, %

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, %

33,3

40,2

22,6

28,8

Доля проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, %

 

 

100

 

 

100

 

 

100

 

 

100

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных правонарушений наложены административные наказания, %

 

 

61,0

 

 

69,7

 

 

84

 

 

77,4

Доля юридических лиц и ИП, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не представляется возможным рассчитать данные показатели, так как в соответствии с действующим законодательством государственный строительный надзор проводится в отношении объектов капитального строительства, учет которых осуществляется в процессе надзорной деятельности инспекции, учет же юридических лиц и ИП специально не ведется.

Доля юридических лиц и ИП, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда, %

Количество случаев причинения юридическими лицами, ИП вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний, %

 

45,1

 

44,7

 

42,3

 

38,2

Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов, %

 

50,5

 

49,5

 

61,3

 

43,8

Средний размер наложенного административного штрафа в том числе:

— на должностных лиц

— на юридических лиц, тыс. руб.

84

 

 

8

103

59

 

 

5

73

62,4

 

 

5

81

67,1

 

 

13

87

Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел, %

 

 

0

 

 

 

0

 

 

0

 

 

0

             

 

Деятельность инспекции по осуществлению регионального государственного строительного надзора не подлежала анализу в рамках социологического исследования, организованного министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области в 2017 году, в связи с чем, соответствующие социологические данные опросов юридических лиц и ИП не могут быть приведены.

Оценить предотвращенный в результате надзорной деятельности инспекции ущерб не представляется возможным в связи с отсутствием на момент указанных периодов методики расчета размеров такого ущерба.

Тем не менее, осуществление такого вида надзора, как государственный строительный надзор необходимость и целесообразность его обосновывается следующим.

Строительство относится к деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих (ст. 1079 ГК РФ), и соответственно требует контроля (надзора) со стороны государства при ее реализации.

Суть государственного строительного надзора заключается в организации и проведении непрерывного систематического наблюдения за исполнением субъектами строительной деятельности обязательных требований, в анализе и прогнозировании состояния исполнения этих требований, что в результате позволяет обеспечить безопасность объектов капитального строительства для жизни и здоровья физических лиц, их имущества, имущества юридических лиц, окружающей природной среды, животного мира и т. д., как в процессе строительства, так и при дальнейшей эксплуатации таких объектов.

Данная цель также достигается путем предупреждения, выявления и пресечения нарушений субъектами строительной деятельности установленных государством обязательных требований, предъявляемых к безопасности объектов капитального строительства, с принятием по ним соответствующих мер административного воздействия, которые побуждают субъектов строительной деятельности к правомерному поведению.

Это также позволяет предотвратить наступление вредных последствий для третьих лиц в результате осуществления такой строительной деятельности. При этом эффективность такого вида надзора характеризует отсутствие высоких количественных значений случаев возникновения угрозы или причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при осуществлении поднадзорной инспекции строительной деятельности.

Кроме того, благодаря проводимой надзорной работе инспекции удается выявить факты незаконного строительства, ведущегося на территории г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, в результате которого не только затрагиваются интересы региона (в связи с самовольным захватом или нецелевым использованием земельных участков; уходом от налогообложения вновь созданных и незаконно эксплуатируемых объектов недвижимости; незаконным использованием сетей инженерно-технического обеспечения, не обладающих требуемой мощностью с учетом нового строительства и т. д.), но и права и интересы граждан (вовлекаемых в процесс незаконного строительства в качестве дольщиков; являющихся законными владельцами соседних земельных участков, границы которых зачастую нарушаются несоблюдением градостроительных нормативов и т. д.).

7. Выводы и предложения по результатам государственного строительного надзора в Нижегородской области.

а) В настоящее время Инспекция осуществляет возложенные на нее функции с максимальной нагрузкой на каждого инспектора. При этом достижение запланированных количественных показателей деятельности инспекции не всегда сопровождается качеством проведения надзорных мероприятий, что сказывается на эффективности осуществления государственного строительного надзора в целом.

Для повышения эффективности осуществления государственного строительного надзора на территории Нижегородской области необходимо:

— Увеличение численности Инспекции для обеспечения нормативно установленного количества выходов каждого инспектора на объекты капитального строительства и соответственно достижения нормативно обусловленного распределения количества объектов, приходящихся на каждого инспектора.

— Проведение мероприятий по повышению профессиональной квалификации инспекторов, направленной на совершенствование знаний в области строительства, а не только знаний по вопросам государственной гражданской службы. Строительная сфера является динамично развивающейся отраслью, характеризующейся периодическим внедрением новых технологий и методов в осуществлении строительных процессов, появлением новых строительных материалов.

— Обеспечение Инспекции необходимой инструментальной базой, позволяющей оперативно выявлять нарушения качества применяемых строительных материалов, выполняемых строительно-монтажных работ и их результатов, формировать соответствующую доказательственную базу, необходимую для осуществления Инспекцией административного производства.

— Обеспечение финансирования участия экспертов и экспертных организаций в проверках, проводимых Инспекцией, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

б) Одной из основных задач Инспекции, как органа государственного строительного надзора, является предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений в области строительства. В этих целях в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) включены составы административных правонарушений в области строительства, предусматривающие меры административного воздействия, которые по своему виду и строгости должны побуждать субъектов строительной деятельности к правомерному поведению, соблюдению требований градостроительного законодательства. Однако в процессе практического применения норм КоАП РФ были выявлены нормы, в результате применения которых не обеспечивается достижение целей административного наказания, установленных статьей 3.1 КоАП РФ, в связи с чем на наш взгляд возникла потребность в их доработке (внесении изменений). В частности, предлагаем в статье 9.5 КоАП РФ:

— диспозицию части 5 изложить в следующей редакции:

«5. Эксплуатация, а равно допуск к эксплуатации объекта капитального строительства без оформления разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, -«, предусмотрев ужесточение административного наказания путем увеличения суммы административного штрафа и установления административного приостановления деятельности по эксплуатации объекта как в отношении юридических лиц, так и в отношении физических лиц;

— дополнить частью, предусматривающей ответственность органов местного самоуправления за нарушение установленного порядка выдачи разрешений на строительство.

Также для устранения фактов осуществления самовольного строительства объектов капитального строительства на земельных участках, отведенных под индивидуальное жилищное строительство (далее — ИЖС), считаем необходимым распространить действие норм ГсК РФ, предусматривающих обязательность разработки проектной документации и прохождение ее экспертизы (в упрощенном порядке), на строительство (реконструкцию) объектов ИЖС с последующим ее предоставлением в уполномоченный орган для оформления разрешения на строительство, а также ужесточить меры административной ответственности, предусмотренные ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ в отношении граждан, увеличив размер административного штрафа и установив дополнительный вид наказания — административное приостановление деятельности по осуществлению строительства (реконструкции) объекта (с внесением соответствующих дополнений в ст. 3.12 КоАП РФ).

Одновременно считаем, что в настоящее время имеется необходимость увеличения сумм административных штрафов в отношении индивидуальных предпринимателей по составам административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.4 и 9.5 КоАП РФ.

в) Государственный строительный надзор, характеризуется спецификой предмета, задач и целей его осуществления, в соответствии с которыми надзору подлежит не юридическое лицо и ИП, а работы по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и результат таких работ — объект капитального строительства. При этом в процессе строительства участвуют, как правило, три субъекта: застройщик, технический заказчик, подрядчик. При проведении проверки в рамках государственного строительного надзора обеспечивается присутствие представителей всех указанных участников, в отношении которых, в свою очередь, могут быть применены меры воздействия при выявлении нарушений, в зависимости от того, на ком лежит предусмотренная законом обязанность по соблюдению нарушенных норм. Данное обстоятельство вызывает трудности в толковании и применении норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении государственного строительного надзора. В связи с чем, предлагаем внести в указанный Закон изменения, изложив первый абзац части 4 статьи 1 в следующей редакции:

«4. Особенности организации и проведения проверок могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):».

А также внести следующие изменения в часть 5 статьи 54 ГсК РФ:

1) первый абзац изложить в следующей редакции:

«5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:»;

2) в пункте 3:

— в первом абзаце слова «в пункте 1» заменить словами «в пункте 2»,

— в подпункте «в» слово «внеплановой» исключить.

Также в пункте 1 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, слова «, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей» исключить.

 

 

 

Начальник инспекции

государственного строительного

надзора Нижегородской области М.В.Пинегина

 

 



[1] Приказом Ростехнадзора от 14.07.2015 № 273 положения РД-11−04−2006 приведены в соответствие с нормами ст. 54 ГсК РФ и Положения № 54, а также нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 

[2] Сведения указаны с учетом проверок, проведенных в отношении объектов, строящихся гражданами.

При продолжительности проверки от 2 до 5 дней и количестве рабочих дней в году — 248 обеспечена ежедневная занятость инспектора, за исключением выходных и праздничных дней.

[3] При строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, застройщиками которых являются только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

[4] При строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, застройщиками которых являются только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

[5] Расчет данных показателей осуществляется путем произвольного отнесения к категории внеплановых проверок, проведенных по поступившим в инспекцию обращениям, содержащим сведения о выполнении работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, подпадающих под региональный государственный строительный надзор.

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения